Аудит расчетов по НДФЛ

1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками

В процессе коммерческой деятельности компании постоянно вступают в различные расчетные отношения. Так, организации оплачивают счета поставщиков и подрядчиков за приобретенные у них товары, работы и услуги. Покупатели и заказчики, напротив, генерируют входящий денежный поток, расплачиваясь за проданные им товары (выполненные работы, оказанные услуги). Кроме того, расчетные операции возникают при уплате налогов в бюджет, при перечислении процентов по кредитам банкам, при выплате зарплат и т.д. В общем случае расчетам предшествует возникновение каких-либо прав или обязательств, иными словами — дебиторской или кредиторской задолженности.

Организации и лица, имеющие задолженность перед компанией, называются дебиторами. Покупатели и заказчики представляют собой основную категорию дебиторов коммерческой организации. Соответственно, расчеты с покупателями и заказчиками возникают в хозяйственной деятельности предприятия при погашении дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность представляет собой совокупность обязательств третьих лиц перед организацией и обладает следующими основными характеристиками:

— возникает на основании договора, закона или деликта;

— является частью активов предприятия, важной компонентой оборотного капитала;

— часто рассматривается как иммобилизованные оборотные средства компании, посредством которых осуществляется кредитование ее контрагентов;

— является отражением определенных транзакций на счетах бухгалтерского учета;

— влияет на результаты деятельности предприятия, на его финансовое состояние;

— может быть оценена различными способами, что влияет на величину задолженности в стоимостном выражении;

— может являться предметом манипуляций со стороны руководства компании, так как содержит оценочную величину – резерв по сомнительным долгам

Расчеты с покупателями и заказчиками возникают при выполнении договоров на поставку товаров, на оказание услуг, на выполнение работ. Иными словами, это те договоры, по которым предприятие получает выручку (доход).

Дебиторская задолженность может возникать как при предоставлении покупателю (заказчику) отсрочки платежа, так и при перечислении аванса поставщикам и подрядчикам. В первом случае задолженность представляет собой денежную сумму, подлежащую уплате. Во втором случае задолженность — это ни что иное, как товары (работы, услуги), которые контрагенты обязаны поставить организации. Дебиторская задолженность может возникать на основании договора, закона или деликта.

Срок, в течение которого дебиторская задолженность отражается в учете и отчетности, обычно определяется договорными отношениями или нормативными актами. Так, условиями договора может быть предусмотрено возникновение обязательства покупателя по оплате товара в момент отгрузки. В этом случае дебиторская задолженность возникнет в момент отгрузки и будет отражаться в учете до момента перечисления средств покупателем, т.е. до момента погашения обязательства. Признание дебиторской задолженности в учете всегда тесно связано с возникновением, изменением или прекращением гражданских правоотношений. Что касается нормативных сроков, то здесь самым ярким примером служит срок исковой давности, по истечении которого безнадежная задолженность списывается с учета.

Таким образом, в данном разделе были рассмотрены понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками. Расчетные операции возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятий и, как правило, являются следствием договорных правоотношений. Расчеты с покупателями и заказчиками нельзя рассматривать в отрыве от понятия дебиторской задолженности, которая представляет собой сумму обязательств контрагентов перед компанией. Сроки погашения дебиторской задолженности, т.е. осуществления расчетов по урегулированию обязательств, могут быть установлены законом или соглашением сторон.

Оплата пособий по временной нетрудоспособности

Аудитор, проверяя расчеты по оплате пособий по временной нетрудоспособности, получает подтверждения не только соблюдения норм законодательства, но и определенной социальной защищенности трудового коллектива. Так, полное отсутствие данного вида оплат может свидетельствовать о негласном нежелании руководства аудируемого лица обременять себя дополнительными расчетами и о фактическом нарушении норм законодательства и социальной защиты.

Расчет суммы пособия по временной нетрудоспособности в 2004 г. производился согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» исходя из среднего заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 (далее – Положение).

Статьей 8 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что в 2004 г. пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности.

В соответствии с п. 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, независимо от источников этих выплат.

Согласно п. 8 Положения во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате (п. 8 Положения).

Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 28.04.2004 № 02–18/06-2706 «Об оплате пособия по временной нетрудостпособности» при наличии причинно-следственной связи временной нетрудоспособности с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплата пособия по временной нетрудоспособности должна осуществляться за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 183 ТК при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Порядок и условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 (далее – Основные условия), а также Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности служит выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности) (п. 8 Основных условий).

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие профессионального заболевания выдается в размере 100 % заработка (п. 24 Основных условий; п. 29 Положения о порядке обеспечения пособиями).

Выплата работнику пособия по временной нетрудоспособности не признается объектом налогообложения по ЕСН (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК) и, следовательно, объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ за счет средств Фонда социального страхования РФ, не облагается страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время сумма, выплачиваемая работнику за период временной нетрудоспособности, включается в доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 217 НК. Удержание налога на доходы физических лиц производится при фактической выплате работнику пособия (п. 4 ст. 226 НК) и отражается записью по дебету счета 70 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Единый социальный налог, взносы в пенсионный фонд и фонд страхования

В бухгалтерском учете суммы единого социального налога (далее – ЕСН), исчисленные в порядке, установленном гл. 24 «Единый социальный налог» НК, входят в состав расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счетов затрат или прочих (на которых произведены соответствующие начисления в оплату труда) в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с разбивкой суммы налога на суммы, зачисляемые в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из тарифов, предусмотренных ст. 22, 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уменьшает сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (налоговый вычет) согласно п. 2 ст. 243 НК.

Авансовые платежи по ЕСН исчисляются в порядке, установленном ст. 243 НК, и отражаются в бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов в рассматриваемом случае по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на отдельных субсчетах. В соответствии с п. 2 ст. 243 НК сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), что отражается в бухгалтерском учете записями по субсчетам счета 69 (по дебету субсчета «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет» и кредиту субсчетов «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии» и «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»).

В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда работников. Сумма начисленных страховых взносов относится к прочим расходам по обычным видам деятельности и отражается согласно Плану счетов по кредиту счета 69 на соответствующем субсчете.

Для целей налогообложения прибыли начисленные суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 НК.

Суммы пеней по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование отражаются в соответствии с Планом счетов по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Платежи за счет прибыли, оставшейся после налогообложения») в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счета 69.

Для целей исчисления налога на прибыль суммы пеней, уплачиваемые организацией в связи с несвоевременной уплатой единого социального налога и вышеназванных страховых взносов, не учитываются в составе расходов на основании п. 2 ст. 270 НК. Таким образом, суммы пени не участвуют в формировании показателей бухгалтерской прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Цель аудита данного раздела – подтверждение достоверности отражения в учете кредиторской задолженности и ее реальности.

Проверка расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

  • • наличие и правильность оформления договоров (контрактов) на поставку ТМЦ, выполнение работ, услуг;
  • • полнота и своевременность оприходования ценностей и услуг;
  • • своевременность и полнота оплаты;
  • • правомерность перечисления авансовых платежей;
  • • соблюдение сроков исковой давности.

Законодательная основа для сбора аудиторских доказательств включает:

  • • Гражданский кодекс РФ;
  • • Налоговый кодекс РФ;
  • • Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Для получения аудиторских доказательств аудитору потребуются источники информации, поэтому необходимо сделать запрос документов. Источниками информации служат отчетность аудируемого лица и регистры бухгалтерского учета по дебету и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», договоры поставки (выполнения работ, услуг), товарные накладные, акты выполненных работ, справки, расчеты и т.д.

Аудит договорных взаимоотношений

Поставка товарно-материальных ценностей (ТМЦ), как правило, осуществляется на основе договоров, заключенных с поставщиками, и только небольшая часть ТМЦ закупается па предприятиях розничной торговли через подотчетных лиц (расчеты с подотчетными лицами будут рассмотрены далее).

При проведении проверки аудитору следует обратить внимание на наличие договоров поставки и правильность их оформления. Согласно п

1 ст. 420 ГК РФ договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор позволяет участникам экономического оборота отчуждать материальные ценности, получая взамен их соответствующий денежный эквивалент.

Гражданский кодекс РФ предписывает: договоры юридических лиц между собой и договоры юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме (ст. 160). Соблюсти требования закона о простой письменной форме договора можно несколькими способами:

  • • составить и подписать документ под названием «договор»;
  • • составить и обменяться документами, содержащими все существенные условия договора (оферта и акцепт);
  • • принять предложение, содержащее все существенные условия договора к исполнению.

Наличие правильно составленного договора в виде единого документа важно нс только для выполнения требований ГК РФ, но и бухгалтерского и налогового учета. Договор позволяет правильно понять и отразить в учете хозяйственную операцию, учесть расходы в целях налогообложения прибыли, включить в них невозмещаемые налоги

Договор является как средством урегулирования взаимоотношений с контрагентами, так и инструментом налогового планирования. Исходя из вышесказанного в ходе аудита следует проанализировать хозяйственные и налоговые последствия заключаемых организацией договоров (табл. 20.1).

Таблица 20.1

Памятка аудитору по проверке правильности заключения хозяйственных договоров

Позиции

(этапы)

Нормативная база Разъяснения

(комментарии)

Виды и формы сделок Статьи 153-165.1 ГК РФ Устные сделки.

Простая письменная форма. Нотариальное удостоверение. Государственная регистрация

Соблюдение письменной формы Статья 454 ГК РФ Договор о купле-продаже
Статья 506 ГК РФ Договор поставки
Статья 539 ГК РФ Договор энергоснабжения
Анализ налоговых последствий Статья 40 НК РФ Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен но сделкам в отдельных случаях
Пункт 2 ст. 171 НК РФ Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику
Статьи 253–255, 260-264 НК РФ Анализ расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли

Аудит расчетов с бюджетом

Объектом проверки являются налоговые платежи, которые предприятие уплачивает в соответствии с действующим законодательством.

Проверка расчетов с бюджетом достаточно трудоемка и важна как для аудитора, так и для экон. субъекта, т.к. заключение аудитора о правильности расчетов и реальности задолженности налоговые органы могут принять, а могут подставить под сомнение.

В ходе проверке расчетов с бюджетом аудитор должен действовать скорее как консультант, чем ревизор. Указав на ошибки, недостатки, аудитор поможет экон. субъекту избежать фин. санкций, налагаемых налоговыми органами.

Целью аудита расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также своевременности, полноты, и правильности составления налоговой декларации.

Основные источники информации:

1. учетная политика

2. отчетность

3. налоговая декларация

4. расчеты по налогам

5. расчеты по начислению заработной платы

6. книга покупок

7. книга продаж

8. журналы учета полученных и выставленных счетов — фактур

9. данные аналитического и синтетического учета по счету 68

10. главная книга.

На начальном этапе целесообразно выяснить по каким налогам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом и сопоставить их с требованиями законодательства. Далее проводят ознакомление с результатами предыдущих проверок (аудиторских и налоговых) с целью установления характера допущенных ранее ошибок и проверки их устранения, а также определения объектов наиболее углубленного контроля.

Далее по каждому налогу в отдельности устанавливают:

1. правильность исчисления налогооблагаемой базы

2. правильность применение ставок

3. точность расчета суммы налога

4. обоснованность применения льгот при расчете и уплате налога

5. правильность ведения аналитического и синтетического учета по счету 68

6. полноту и своевременность перечисления платежей

7. правильность составления и своевременное представление расчетов налоговых деклараций

8. правильность отражения в учете начисления и уплаты налога.

В процессе проверки используют такие приемы как сопоставление, пересчет, устный опрос, письменный запрос, прослеживание и др.

Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налогов, изучают данные по счету 68.

Аналитический учет должен быть организован по каждому налогу в отдельности в разрезе субсчетов.

Особое внимание при проверке уделяют установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники. При проверке своевременности и полноты перечисления в бюджет изучают данные выписок банка и платежные поручения

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы устанавливают наличие всех форм, полноту их заполнения, проводят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимосверку показателей отчетности и бух. учета, устанавливают соответствие фактических сроков сдачи деклараций установленным законодательством.

В ходе проверки сверяют остатки по каждому виду налога в журнале-ордере №8 иди заменяющем его документе, Главной книге. Выявленные недостатки регистрируются в рабочей документации, и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.

Аудит расчетов по налогам и сборам проводится как в рамках общего аудита, так и как самостоятельная проверка.

При проверке расчетов по ЕСН изучают данные по счету 69, расчетные ведомости по начислению заработной платы, налоговые декларации и авансовые платежи по ЕСН. Проверка в целом проводится аналогично аудиту расчетов с бюджетом. Особенностью является то, что налогоплательщики делятся на 2 группы: 1) работодатели, осуществляющие выплаты наемным работникам; 2) индивидуальные предприниматели. При этом, если налогоплательщик относится к нескольким категориям, то он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Особое внимание при проверке обращают на использование средств фонда социального страхования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Releated

НК РФ Статья 346.51. Порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога

Содержание1 Комментарий к Ст. 26.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ2 Комментарий к Статье 346.32 НК РФ3 Статья 26.3-1. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения4 Другой комментарий к Ст. 29 Налогового кодекса Российской Федерации Комментарий к Ст. 26.3 Кодекса об […]

Межрайонная инспекция ФНС России 18 по Краснодарскому краю обслуживает налогоплательщиков Курганинского, Лабинского и Мостовского районов

Налоговые служба Туапсе режим работы На сайте нашей налоговой службы вы можете смело обращаться в случае государственной регистрации юридического лица в форме ООО в Туапсе в 2019 году, реорганизации компании, получения свидетельства о регистрации юридического лица, если необходимо внести изменения в сведения, узнать и оплатить задолженность, вернуть излишне уплаченную сумму налога и т.д. Так же […]