Методика проведения аудиторской проверки учета финансовых результатов

Аудит учета незавершенного производства

Порядок оценки остатков незавершенного производства (далее – НЗП) определен ст. 319 НК. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данной статьей НК организации, производство кᴏᴛᴏᴩых связано с выполнением работ, распределяют сумму прямых расходов на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов. Следовательно, при определении суммы прямых расходов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к незавершенному производству, по методике, изложенной в ст. 319 НК, учитывается стоимость не принятых заказчиком заказов, в т.ч. и заказов в части завершенных, но не принятых этапов.

Сумма остатков НЗП на конец текущего месяца включается в состав материальных расходов следующего месяца (п. 1 ст. 319 НК).

В частности, при определении объема выполняемых заказов налогоплательщик может выбрать один из следующих показателей: стоимость заказов (при ϶ᴛᴏм указанная стоимость может определяться как цена данных заказов по договорной стоимости, сметной стоимости без учета нормы прибыли или как их стоимость, формируемая на основании прямых расходов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся непосредственно к каждому заказу) либо натуральные показатели, если работы, услуги могут быть измерены в подобных показателях и данные показатели по различным заказам сопоставимы. Данный выбор должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения по каждой категории заказов. При применении механизма распределения прямых расходов на остатки НЗП, предусмотренного ст. 319 НК, следует учитывать, что суммы остатков незавершенного производства, определенные на конец месяца, учитываются при распределении прямых расходов в следующем месяце.

Понятие аудита. Задачи и цели аудита финансовых результатов

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятия с целью рационализации расходов и оптимизации налогов.

Аудиторская деятельность (аудит) — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе. Особенностями аудита являются:

независимость;

платность;

конфиденциальность.

Цель аудита финансовых результатов — определение соответствия применяемой предприятием методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам.

Задачи аудита финансовых результатов:

проверка правильности определения прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет. В качестве источников проверки используются заключенные с покупателями договоры на поставку продукции (выполнения работ, оказания услуг), гарантийные письма, плановые калькуляции себестоимости единицы продукции;

проверка наличия приказа (распоряжения) по Учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

проверка соблюдения порядка документирования, законности, полноты и своевременности отражения операций в учете, отчетности;

проверка доходов и расходов по ценным бумагам, вкладам от участия в других предприятиях;

проверка правильности формирования прибыли, убытка от обычных видов деятельности, обоснованности отражения чрезвычайных доходов и расходов;

проверка правильности отражения нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по итогам финансового года и ее использование;

проверка отражения хозяйственных операций в первичной документации, на счетах бухгалтерского учета и отчетности;

проверка состояния аналитического и синтетического учета;

обобщение результатов, полученных в ходе аудита.

По итогам аудита прибыли необходимо разработать мероприятия, направленные на ускорение реализации продукции, снижение себестоимости, предотвращение потерь.

1. Цель и задачи, источники аудиторских доказательств и нормативная база, используемая аудитором при проверке учета финансовых результатов

Аудиторская проверка учета финансовых результатов и использование аудиторских доказательств является частью общего аудита организации-клиента. Специфика аудита финансовых результатов вытекает из особенностей состава и бухгалтерского учета финансовых результатов в организациях, осуществляющих различные виды деятельности.

Целью аудита финансовых результатов и использование прибыли является установление соответствия применяемой предприятием методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим в Российской Федерации. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Основными задачами данного вида аудита являются следующие:

1. Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.

2. Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.

3. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж.

4. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов и расходов.

5. Проверка правильности формирования и использования чистой прибыли.

Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В процессе аудиторской проверки операций, связанных с формированием финансовых результатов и распределением прибыли, следует руководствоваться следующими нормативными документами:

— Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ;

— положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н ;

— положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н;

— приказ Минфина России от 22.07.03 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Анализируются учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, накладные (акты выполненных работ), отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.), учетные регистры (журналы-ордера N 11, 15, ведомости и машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих доходов», 99 «Прибыли и убытки» и др., главная книга, отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

2. Планирование аудита финансового результата и использование прибыли

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

-предварительное планирование;

-изучение системы бухгалтерского учета;

-оценка системы внутреннего контроля;

-установление уровня существенности;

-построение аудиторской выборки;

-подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей

Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции

Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Releated

О классификации методов оценки величины налоговых рисков

Содержание1 События в профессиональной сфере2 Управление налоговыми рисками3 Классификационные виды фискальных рисков4 Понятие и классификация налоговых рисков4.0.1 Можно выделить несколько видов налоговых рисков:5 Система управления налоговыми рисками на предприятии6 Налоговые риски и их оценка7 Цикл хозяйственной деятельности организации, включающий взаимосвязанные и последовательные этапы8 Критерии оценки налоговых рисков9 Классификация налоговых рисков10 Понятие налоговых рисков События в […]

Выкуп автомобилей в лизинге

Содержание1 Транспортный налог2 2.Статья: Выкупленный предмет лизинга можно оприходовать в учете как обычный товар 3 3. Рекомендация: Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг) 4 4. Рекомендация: Как в бухучете отразить выручку и расходы при реализации основного средства 5 1.24. Реализация материалов6 Варианты купли-продажи ТС после лизинга7 Преимущества приобретения машины в лизинг8 Ситуация из […]