Список крупнейших налогоплательщиков России

Критерии определения статуса Крупнейший налогоплательщик

Чтобы юридическое лицо могло быть причислено к категории «крупнейшие налогоплательщики», вышеупомянутый приказ ФНС дает ряд критериев, благодаря которым можно понять, кто – крупнейший, а кто нет. Соответствие показателям прописанных критериев, позволяет причислить организацию к данной группе учета.

Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам:

  1. Данные финансово-экономической деятельности (ФЭД) юридического лица за полный финансовый год.
  2. Признаки взаимозависимости организаций, и влияние каждой из этих организаций на конечные результаты ФЭД взаимозависимых лиц.
  3. Наличие разрешительной лицензии, которая позволяет организации выполнять работы в определенных сферах деятельности.

Любопытно, что при наличии вышеперечисленных критериев, регистрация юридического лица в качестве плательщика ЕНВД не является препятствием для отнесения к группе крупнейших налогоплательщиков и постановки на учет в ИФНС в данном качестве, хотя в критериях, утвержденных приказом ФНС №ММ-3-06/[email protected] от 16.05.07 написано, что юрлица, использующие спецрежимы, не могут быть причислены к крупнейшим. Однако суд не увидел противоречия. По совокупности факторов, на региональном уровне налогоплательщика можно было отнести к крупнейшим, т.к. критерии были выполнены. По поводу ЕНВД суды пояснили, что крупнейший налогоплательщик действительно не может применять спецрежим. Но НК имеет приоритет над приказом ФНС, и по мнению судов, «пункт 5 критериев, в части указания, что не относятся к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы, не применим к налогоплательщикам, применяющим специальный режим ЕНВД». Организация попыталась оспорить решение, но ей это не удалось (определением ВС РФ № 303-КГ17-7128 от 26.06.17 ей отказали передать дело в коллегию судей).

Взаимозависимость и лицензирование

Эти критерии рассматриваются для налогоплательщиков федерального статуса (не зависимо от определяющих факторов) а также в тех случаях, когда взаимоотношения налогоплательщика воздействуют на условия либо на итоговый экономический результат по основному виду деятельности.

Показатели ФЭД

На рассмотрение могут быть приняты показания за любой из трех последних лет деятельности, предшествующих отчетному. Учтите, что при внесении в законодательство изменений по определяющим факторам (показателей по суммарным объемам налогов, доходов, активам или численности) предприятие может быть отнесено к категории крупнейших налогоплательщиков по данным периодов, предшествующих изменениям.

Как крупнейшие налогоплательщики могут идентифицироваться не только коммерческие компании, но и организации некоммерческой формы деятельности. Их оценка на соответствие критериям проводится исходя из объема доходов, которые были получены от реализации, а также показателей внереализационных доходов, отраженных в сведениях отчетности по налогу на прибыль за полный финансовый год.

В организациях федерального и регионального уровня, для получения статуса крупнейший налогоплательщик критерии зависят, как от показателей ФЭД за предоставляемый отчетный период, так и от сферы деятельности, и составляют:

Показатель

Для федерального уровня

Для регионального уровня

Общий объем начисленных налогов

*свыше 1 млрд руб.

от 2 млрд руб. до 20 млрд руб.

Суммарный объем полученного дохода

свыше 20 млрд руб.

Активы

свыше 20 млрд руб.

**от 100 млн до 20 млрд руб.

Среднесписочная численность

свыше 50 человек

Примечание к таблице:

* организациям, специализирующимся на оказании услуг в сфере связи, транспорта, п.2-3 Критериев этот показатель определяет отдельно — он должен превышать 300 млн руб.;

**в регионах у компаний, претендующих на статус крупнейший налогоплательщик критерии оценки активов могут быть эквивалентны суммарному показателю объема начислений федерального налога, которых варьирует в пределах от 75 млн до 1 млрд рублей.

Также следует учитывать некоторые особенности по включению налогоплательщиков в группу «крупнейших»:

  • Для идентификации в качестве крупнейшего налогоплательщика
  • в федеральном масштабе – следует соблюсти одно из приведенных в таблице условий;
  • в региональном масштабе — необходимо соблюсти все вышеперечисленные условия.
  • Если в ходе текущего отчетного периода, при наличии идентификации как крупнейшего налогоплательщика, юридическое лицо перестает соответствовать установленным критериям, в течение двух лет за ним сохраняется ранее полученный статус.

Критерии крупнейших налогоплательщиков

— Какую, например?

— Ежеквартально наша инспекция просит налогоплательщиков представлять сведения в произвольной форме о перечислении платежей в бюджеты разных уровней. Делается это в связи с тем, что мы составляем прогноз поступлений на следующий квартал. Таким образом, мы можем проследить, нет ли больших расхождений между отчетными и налоговыми периодами, а также учитываем изменения, которые планируются на предприятии. Такой подход является особенностью работы с крупнейшими налогоплательщиками, поскольку их платежи занимают большой удельный вес в бюджете Нижегородской области.

— На что обращают внимание инспекторы при проверках крупнейших налогоплательщиков?

— Проверяя таких налогоплательщиков, мы анализируем деятельность всех структурных подразделений и филиалов. Зачастую привлекаются инспекторы из регионов, где находятся подразделения организаций. Кроме того, особенностью работы нашей инспекции является обязательное проведение предпроверочного анализа. Он состоит из подготовки и отправки запросов в кадастровую палату, Гостехнадзор и ряд других структур. Только после этого начинается проверка.

Кроме того, все проверки крупнейших налогоплательщиков организуются и проводятся только с участием сотрудников Управления по налоговым преступлениям ГУВД Нижегородской области. Естественно, что такие проверки проводятся достаточно долго.

— Сейчас рассматривается проект закона «О консолидированной отчетности», в соответствии с которым холдинги должны будут составлять отчетность по международным стандартам финансовой отчетности. Понятно, что это напрямую коснется крупнейших налогоплательщиков. В чем вы видите «плюсы» и «минусы» таких нововведений?

— Окончательно сроки вступления этого закона в силу еще не определены. Однако в первом чтении депутаты утвердили, что первый раз составлять отчетность по международным стандартам придется за 2005 год. Но в любом случае начало обучения кадров и, скажем так, моральной подготовки налогоплательщиков запланировано на 2005 год.

Конечно, подготовка отчетности в соответствии с международными стандартами позволит крупным предприятиям выйти на более высокий уровень. И надеюсь, что в будущем это повысит также и эффективность взаимодействия организаций с налоговыми органами.

С другой стороны, введение новых стандартов формирования отчетности всегда связано со сложностями их изучения и освоения. Крупнейшим налогоплательщикам придется, пожалуй, особенно тяжело, так как изменения системы ведения отчетности должны затронуть все подразделения и филиалы. Это потребует существенных затрат и на обучение, и на внедрение этой программы, и на перестройку бухгалтерского учета.

Во что выльются все эти сложности, покажет только время.

— Есть ли в Нижегородской области организации, которые готовят отчетность по международным стандартам?

— Да, в Нижегородской области есть организации, которые готовят у себя такую отчетность и предоставляют ее по месту требования, например, зарубежным партнерам или своим учредителям, которые также могут находиться за рубежом. Конечно, таким налогоплательщикам будет несложно перейти в дальнейшем на ведение учета и сдачу отчетности по международным стандартам на обязательной основе — согласно Российскому законодательству. Однако пока таких предприятий немного.

— Готовы ли налоговые органы обрабатывать такую отчетность?

— Речь о международных стандартах отчетности ведется очень давно. И ранее в Министерстве РФ по налогам и сборам, а именно в Центре подготовки персонала, уже проводились семинары, где давались разъяснения по этой новой системе. Затем через представителей во многие инспекции были переданы обучающие программы, с помощью которых можно было познакомиться с понятием «международный стандарт отчетности» и узнать, как она формируется. Эти программы были доведены практически до всех регионов, в том числе и до нас. Так что, если возникнет необходимость в срочном порядке принимать отчетность по международным стандартам, мы готовы быстро обучить инспекторов ее обработке.

Подготовила
Марина Ипатова

Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам 2018

Для выделения из общего числа субъектов предпринимательства категории налогоплательщиков, которые могут быть признаны крупнейшими, контролирующие структуры проводят оценку по нескольким признакам:

  • результаты анализа финансово-экономической деятельности фирмы на основании данных, взятых из всех видов отчетности компании (бухгалтерской и налоговой), поданной за отчетный период;

  • наличие признаков взаимозависимости с другими юридическими лицами, что проявляется в возможности оказывать существенное влияние на итоги деятельности таких зависимых субъектов предпринимательства;

  • проверяется наличие разрешительной документации (лицензий) на ведение конкретной деятельности;

  • проводится налоговый мониторинг.

При проведении анализа деятельности предприятий налоговики подбирают его методику в зависимости от того, к какому уровню администрирования относятся налогоплательщики. Если речь идет о федеральном уровне, критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам 2018 года будут сопоставляться со значением совокупного объема доходных поступлений компании по итогам отчетного года – он должен превысить отметку 35 млрд руб.

Статус крупнейшего плательщика налога федерального уровня может быть предоставлен кредитному учреждению, страховой/перестраховочной компании, страховому брокеру, обществу взаимного страхования, профучастнику рынка ценных бумаг, НПФ при условии, что они обладают соответствующими разрешительными документами, в их числе:

  • лицензия, подтверждающая право компании проводить банковские операции;

  • лицензия, удостоверяющая специализацию субъекта хозяйствования в качестве участника операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг;

  • лицензия, выдаваемая страховщикам, перестраховщикам и страховым посредникам;

  • лицензия, на ведение деятельности в сфере пенсионного страхования и обеспечения.

Федеральный уровень администрирования может распространяться на юридических лиц, которые подали заявление в ФНС о проведении процедур налогового мониторинга, а также на компании, не подпадающие под приведенные критерии, но в отношении которых ФНС РФ принято решение отнести их к крупнейшим налогоплательщикам.

Для предприятий, попадающих под региональное администрирование, характерными признаками одновременно являются следующие:

  • величина совокупного дохода находится в диапазоне 2-35 млрд. руб. (сумма подсчитывается по итогам года, данные берутся из отчета о финрезультатах формы 2);

  • среднесписочная численность наемного персонала выше показателя в 50 человек;

  • стоимость активов, принадлежащих компании, более 100 млн. руб., альтернативный параметр – объем начисленных налогов по данным из декларационных форм, составляющий от 75 млн. руб.

Анализ экономических параметров функционирования компании проводится за полный год. Оценка может производиться по любому годовому интервалу, который приходится на промежуток предыдущих трех лет. В исключительных случаях даже при отсутствии характерных признаков предприятие на региональном уровне администрирования может получить статус «крупнейший налогоплательщик» (критерии 2018 года были дополнены такой нормой в п. 6.1 приказа), решение об этом принимается ФНС.

Утрата статуса крупнейшего плательщика налогов в бюджет происходит в автоматическом режиме, если в отношении предприятия запущена процедура банкротства (при условии, что уже имеется судебное решение о признании банкротом, введен этап конкурсного производства). Исключением из этого правила являются кредитные учреждения. Этот тип организаций сохраняет свой статус даже в случае отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций до момента завершения ликвидации или банкротства (отзывать лицензии у банков уполномочен ЦБ РФ).

Таким образом, нововведением 2018 года стало сокращение до одного параметра списка критериев для выделения любых крупнейших налогоплательщиков федерального уровня (ранее, кроме дохода, мог рассматриваться уровень налоговых отчислений или размер активов компании, а для оборонных и стратегических организаций приводились отдельные критерии). Дополнительно были увеличены стоимостные значения по величине годовых доходов для всех категорий крупнейших налогоплательщиков.

Документы, которые также вас могут заинтересовать

  • Штатно-должностной список нештатных аварийно-спасательных формирований учреждения, подведомственного Росздраву. Форма N 2
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Садоводческие, огороднические, животноводческие и дачные некоммерческие объединения граждан. Форма N 6-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Садоводческие, огороднические, животноводческие и дачные некоммерческие объединения граждан. Приложение к форме N 6-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Малые сельскохозяйственные предприятия. Форма N 2-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Индивидуальные предприниматели. Форма N 4-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций. Форма N 5-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Крупные и средние сельскохозяйственные организации. Форма N 1-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Граждане сельских поселений, имеющие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, другие земельные участки, не входящие в объединения, или имеющие сельскохозяйственных животных. Форма N 7-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Граждане городских поселений, имеющие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, другие земельные участки, не входящие в объединения, или имеющие сельскохозяйственных животных. Форма N 8-списки
  • Формы списков по категориям объектов всероссийской сельскохозяйственной переписи. Крестьянские (фермерские) хозяйства. Форма N 3-списки
  • Формы списков по категориям объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Граждане сельских (городских) поселений (нужное подчеркнуть), имеющие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, другие земельные участки, не входящие в объединения, или имеющие сельскохозяйственных животных (приложение к формам N 7-списки, 8-списки)
  • Формы отчетных документов о проведении повышения квалификации работников территориальных органов Федеральной налоговой службы России. Список слушателей группы повышения квалификации от Управления Федеральной налоговой службы России. Форма N 3
  • Формы для составления и ведения журнала авторского надзора. Список специалистов, осуществляющих авторский надзор
  • Форма списка фондов, содержащих особо ценные документы в архивном фонде Российской Федерации, государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук
  • Форма списка фондов для регистрации принятых на хранение архивных фондов, присвоения им номеров, учета количества архивных фондов, находящихся на хранении и выбывших при организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук
  • Форма списка фондов архива таможенного органа
  • Форма списка фондов (для регистрации принятых на хранение архивных фондов и архивных коллекций, присвоения им номеров, учета количества и состава архивных фондов и архивных коллекций, находящихся на хранении и выбывших)
  • Форма списка работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации в Московской области
  • Форма списка помещений в здании центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрешенных для проведения встреч с иностранными делегациями (отдельными иностранными гражданами)
  • Форма списка на выдачу постоянных и временных пропусков на промышленных предприятиях и других объектах Министерства морского флота СССР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Releated

О классификации методов оценки величины налоговых рисков

Содержание1 События в профессиональной сфере2 Управление налоговыми рисками3 Классификационные виды фискальных рисков4 Понятие и классификация налоговых рисков4.0.1 Можно выделить несколько видов налоговых рисков:5 Система управления налоговыми рисками на предприятии6 Налоговые риски и их оценка7 Цикл хозяйственной деятельности организации, включающий взаимосвязанные и последовательные этапы8 Критерии оценки налоговых рисков9 Классификация налоговых рисков10 Понятие налоговых рисков События в […]

Выкуп автомобилей в лизинге

Содержание1 Транспортный налог2 2.Статья: Выкупленный предмет лизинга можно оприходовать в учете как обычный товар 3 3. Рекомендация: Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг) 4 4. Рекомендация: Как в бухучете отразить выручку и расходы при реализации основного средства 5 1.24. Реализация материалов6 Варианты купли-продажи ТС после лизинга7 Преимущества приобретения машины в лизинг8 Ситуация из […]