Гид предпринимателя

Начинаем бизнес
Развиваем бизнес

Дополнительно

Тенденции развития малого бизнеса
Лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции
Контактные данные

Повышение квалификации субъектов малого предпринимательства

Цель повышения квалификации - улучшение квалификационного и профессионального уровня менеджеров малого бизнеса. Курс предназначен для:

- руководителей малых предприятий;

- индивидуальных предпринимателей;

- глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

В процессе повышения квалификации задействованы ведущие бизнес-тренеры Российской Федерации, имеющие многолетний практический опыт работы по тематике занятий.

Продолжительность обучения: 82 академических часа, в том числе лекции – 22 часа и практические занятия в форме тренингов и деловых игр - 58 часов, итоговая аттестация – 2 часа.

Отбор слушателей в группу повышения квалификации проводится на конкурсной основе в форме анкетирования и индивидуального собеседования.


Программа обучения состоит из нескольких тематических модулей:

1. «Управленческое мастерство» - 10 часов:

- жизненный цикл компании (этапы развития и кризисы роста компании);

- базовые функции управления, как основные компетенции руководителя;

- парадоксы позиции руководителя: 2 позиции (личная и деловая, управленческая), варианты их взаимовлияния;

- методы стратегического и оперативного управления предприятием;

- «Портфель» управленческих инструментов;

- оперативный менеджмент, схема постановки и контроля задач;

- анализирование задач бизнеса по принципу Эйзенхауэра для выделения из них приоритетных;

- планирование рабочего времени руководителя: приобретение необходимых знаний по планированию, роль планирования в работе руководителя;

- стили принятия управленческих решений;

- личная эффективность: внешний вид руководителя, облик офиса, правила проведения официальных и неформальных совещаний, использование телефона, приёмы самомотивации, совершенствование профессиональных знаний о сфере ведения бизнеса;

- управление стрессом: симптомы стресса, поведение руководителя под влиянием стресса, приёмы управления стрессом.

- примеры управленческих решений высших должностных лиц крупных российских и зарубежных компаний;


2. «Управление персоналом» - 10 часов:

- кадровое планирование, определение необходимости увеличения или сокращения численности кадров;

- поиск кадров: выбор целевых центров подбора из возможных (кадровые агентства, интернет-ресурсы, СМИ, другие базы данных);

- подбор персонала: анализ резюме, анализ предоставленных кандидатом документов. Структурированное интервью – цели, задачи, технология проведения;

- определение уровня компетентности подчиненных: объективная оценка уровня компетентности подчиненных; выработка наиболее эффективного стиля взаимодействия с подчиненными с разными уровнями компетенции;

- адаптация новых сотрудников: основные этапы (схема процесса адаптации) и критерии оценки; программа процесса адаптации (для рабочих и менеджеров);

- мотивация персонала: способы измерения мотивации работников. Способы нематериальной мотивации работников. Построение системы мотивации в компании;

- составление плана личностного роста сотрудников компании;

- делегирование полномочий. В каких случаях и кому из сотрудников можно делегировать полномочия, какие полномочия делегировать нельзя;

- возможные причины отказа подчиненного от выполнения поручений руководителя, способы мотивирования подчиненных на выполнение поставленной руководителем задачи;

- виды и формы контроля руководителя за бизнес-процессом. Выбор вида контроля в зависимости от уровня компетентности сотрудника и уровня сложности задачи.


3. «Эффективные переговоры» - 12 часов:

- существующие типы переговоров и стратегии участников переговоров; определение собственного стиля поведения во время переговорного процесса, анализ особенностей партнера по переговорам, особенности сложных переговоров при юридическом неравенстве сторон;

- этапы переговоров (подготовка, проведение, завершение), задачи каждого этапа;

- подготовка к переговорам: оценка позиции переговорщика; базовая подготовка к жестким переговорам (целеполагание, цель минимум – цель максимум, шаг уступки, возможности для торга, варианты возможного соглашения);

Мастер-класс «Ведение переговоров»:

- вступление в контакт;

- противодействие давлению;

- защита от манипуляций;

- техники убеждения партнеров по переговорному процессу;

- способы фокусировки внимания партнера в переговорах;

- работа с возражениями;

- правила завершения переговоров.


4. «Финансирование бизнеса» - 10 часов:

• Лекционные занятия на тему: «Финансовое планирование» - 4 часа:

- финансовый план и его состав;

- финансовое планирование на предприятии;

- гибкое бюджетирование;

- анализ хозяйственной деятельности;

- риски финансового планирования.


• Практическое занятие в форме тренинга на тему «Кредитование малого бизнеса» - 6 часов:

- технология кредитования, виды банковских кредитов;

- банковское кредитование малого бизнеса: особенности оценки кредитоспособности заёмщика;

- лизинг как инструмент эффективных инвестиций в развитие бизнеса: порядок и особенности совершения лизинговых сделок;

- финансовая поддержка малого бизнеса : предоставление поручительств коммерческим банкам за субъектов малого предпринимательства, льготное и льготное инвестиционное кредитование, субсидии по договорам финансовой аренды (лизинга), субсидии на приобретение основных средств по сделкам купли-продажи оборудования.


5. «Правовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности - 16 часов:


• Лекционные занятия на тему: «Взаимоотношения с контрольно-надзорными органами» (в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - 2 часа:

- защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок;

- способы и формы защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


• Практическое занятие в форме деловой игры на тему «Правила поведения СМП при проведении проверок» - 2 часа.

В процессе деловой игры слушатели поделены на 4 группы. Каждая группа в соответствии с заданной ситуацией должна сформировать алгоритм действий руководителя и (или) сотрудников субъектов малого предпринимательства на местонахождении юридического лица или месте осуществления деятельности индивидуального предпринимателя при прибытии должностных лиц надзорных органов.

Ситуация 1 – на предприятие общественного питания прибыли сотрудники Роспотребнадзора для проведения внеплановой проверки по жалобе потребителя на плохое качество продуктов.

Ситуация 2 – на производственную площадку деревообрабатывающего предприятия в отсутствие его руководителя прибыли сотрудники Государственного пожарного надзора с целью проведения плановой проверки.

Ситуация 3 – на торговое предприятие прибыли сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями с целью проверки наличия в торговых точках контрафактной продукции.

Ситуация 4 – на предприятие прибыли сотрудники Государственной инспекции труда с целью проведения внеплановой проверки по жалобе сотрудника предприятия о нарушении работодателем условий труда, указанных в трудовом договоре (задержка выплаты заработной платы, сокращение времени обеденного перерыва).

В заключении каждая группа по очереди озвучивает свой алгоритм действий всей аудитории, после чего идёт обсуждение и дополнение (исправление) составленных алгоритмов в соответствии с нормами действующего законодательства.


• Лекционные занятия на тему «Налоговые взаимоотношения» - 2 часа:

- субъекты малого предпринимательства в системе налогообложения Российской Федерации;

- налоговые риски и их классификация. Методики управления налоговыми рисками (метод дополнительного документального подтверждения, метод налоговой «подушки безопасности», метод судебного прецедента и др.);

- новые тенденции и существующая практика налогового администрирования и контроля;

- анализ самых распространенных процедурных нарушений, допускаемых налоговым органом при проведении проверок и оценка их правового значения;

- рекомендации по тактике защиты прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок;

- порядок и перспективы обжалования действий налоговых органов во внесудебном порядке, процедура обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов.


• Практическое занятие в форме деловой игры на тему «Возражения на акт налоговой проверки» - 2 часа.

В процессе деловой игры слушатели поделены на 3 группы. Каждая группа представляет предпринимателя или руководителя субъекта малого предпринимательства, в отношении которого проводилась проверка налоговым органом, о чём составлен акт. Участникам выдаётся акт налоговой проверки (для каждой группы свой акт, соответствующий ситуации). Игроки должны, используя лекционный материал, подготовить ходатайство, отзыв или жалобу, обосновав свои доводы о нарушении их прав налоговым органом с указанием норм налогового законодательства.

Группа № 1 составляет ходатайство в налоговый орган о снижении административной ответственности за нарушение сроков подачи отчётности.

Группа № 2 составляет отзыв в суд о несогласии со сведениями, отраженными в акте проверки.

Группа № 3 составляет жалобу вышестоящему должностному лицу на действия сотрудника налогового органа при проведении проверки.


• Лекционные занятия на тему «Основные правила и особенности совершения сделок и заключение договоров» - 2 часа.

- соотношение сделки и договора, принцип свободы договора и его пределы;

- существенные условия договора. Методика определения существенных условий: анализ судебной практики;

- риски при заключении договоров и их минимизация;

- юридическая проверка договоров;

- анализ типичных ошибок, допускаемых при оформлении договоров;

- применение протоколов разногласия при подписании договоров;

- переговоры со стороной, представляющей интересы противоположной стороны договора.


• Практическое задание в форме деловой игры на тему «Заключаем договор лизинга на выгодных условиях» - 2 часа.

В процессе деловой игры слушатели поделены на три группы: продавцы, лизингодатели, лизингополучатели; и должны одновременно заключить договоры лизинга и купли-продажи оборудования (автомашины).

• Лекционные занятия на тему «Особенности трудовых отношений» - 4 часа:

- документирование трудовых отношений: основные требования к кадровым организационно-распорядительным документам, заключение трудового договора;

- типичные нарушения трудового законодательства;

- разрешение трудовых конфликтов: трудовые споры и порядок их рассмотрения, судебная практика;

- особенности регулирования труда и увольнения отдельных категорий работников: руководителей организации, их заместителей, главного бухгалтера, совместителей, временных работников;

- увольнение за виновные действия, как мера дисциплинарного взыскания: не исполнение трудовых обязанностей, прогул, причинение ущерба организации и другие;

- особенности процедуры увольнения при необходимости оптимизации расходов на персонал.

• Практическое занятие в форме деловой игры на тему «Разрешаем правильно трудовой конфликт» - 2 часа.

В процессе деловой игры слушатели поделены на 2 группы: работники, работодатели, в процессе игры команды меняются ролями; действуя в правовом поле и основываясь на лекционном материале необходимо успешно разрешить возникший конфликт на примере нескольких конкретных ситуаций.


6. «Практический маркетинг» - 10 часов:


• Лекционное занятие на тему «Комплекс маркетинга. Маркетинговая стратегия развития бизнеса» - 2 часа:

- инструменты маркетинга: товар, цена, продвижение, сбыт товара/услуги;

- расширенный SWOT-анализ: анализ сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз;

- анализ конкурентоспособности продукции, выявление главных конкурентных преимуществ компании;

- технология формирования товарного портфеля;

- принципы ценообразования;

- разработка маркетинговой стратегии;

- риски, связанные с реализацией маркетинговой стратегии.


• Лекционное занятие на тему «Маркетинговые исследования» - 2 часа:

- направления маркетинговых исследований;

- понятие емкости рынка, определение ёмкости рынка, методы исследования рынка;

- правила формирования выборки респондентов для исследований;

- сбор первичной информации для маркетинговых исследований.


• Практическое занятие в форме тренинга на тему «Расчет ёмкости рынка, определение размера выборки респондентов и рыночной доли» - 1 час:

- методики расчета емкости рынка;

- определение рыночной доли – используя постоянную выборку респондентов.


• Лекционное занятие на тему «Сегментирование рынка потребителей» - 2 часа:

- этапы сегментирования рынка;

- варианты охвата рынка;

- позиционирование товара и фирмы;

- определение целевой аудитории потребителей товара/услуг.


• Практическое занятие в форме деловой игры «Определение рыночных сегментов» (1 час).

Во время деловой игры слушатели выполнят задания по сегментированию рынка (распределению всех потенциальных потребителей по сегментам - группам, характеризующимся общими устойчивыми признаками и показателями) на примере конкретного бизнеса; опишут целевую аудиторию потребителя для указанного бизнеса.


• Лекционное занятие на тему «Маркетинговые коммуникации» - 2 часа:

- партизанский маркетинг, вирусный маркетинг;

- блоггинг, Интернет-маркетинг (технология продажи и покупки рекламных показов по принципу аукциона в реальном времени (RTB – технология), онлайн-реклама, мобильные предложения, социальные сети);

- инструменты малобюджетного маркетинга (рекламы);

- выбор оптимального канала для продвижения рекламы.

- нестандартные решения в области PR и рекламы.


7. «Эффективные продажи» - 10 часов:

- критерии оценки работы начальника отдела продаж (менеджера по продажам, руководителя компании);

- разработка эффективной структуры отдела продаж: методы повышения производительности труда менеджеров по продажам, мотивация на постоянный поиск новых клиентов;

- оперативное и стратегическое управление отделом продаж;

- система материальной и нематериальной мотивации сотрудников отдела продаж;

- инструменты эффективных продаж: речевые модули по работе с возражениями и допродаже товаров (услуг), создание шаблонов убедительных коммерческих предложений, приёмы минимизации недостатков товара (услуги);

- стимулирование продаж через рекламную деятельность.

8. Итоговый контроль знаний в виде тестирования слушателей - 2 часа.

По всем интересующим вопросам, связанным с прохождением обучения, Вы можете обратиться в министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей к Агалаковой Елене Владимировне по телефону: (8332) 38-14-71 


Анкета.